Health care reform in Ukraine [RU]

Health care reform is discussed in Ukraine. What was started by former health minister Ulyana Suprunova is considered insufficient by the current government.

Реформа медицинской отрасли

В Украине забуксовала реформа медицинской отрасли. То, что было начато при прежнем министре здравоохранения, Ульяне Супрун, нынешнее руководство страны считает непродуманным.

Президент Зеленский на недавней пресс-конференции заявил, что в условиях пандемии коронавируса Украина оказалась «медицински голой» перед возникшими вызовами. А значит, реформу отрасли надо пересматривать.

“COVID-19 показал – реформы не вышло”, – сказал Владимир Зеленский.

По его словам, речь идет о тяжелом положении не только врачей, но и остальных работников здравоохранения, и предложил обратить внимание на зарплату водителей машин скорой помощи. “Они не выходят на забастовки, но мы их слышим. Не может водитель скорой работать за 4-5 тысяч гривень. Мне кажется, это неправильно. Если тубдиспансер и психиатрические больницы выходят с забастовками (которые закрывают), – это неправильная реформа, она неразумная. Она не для людей и точно не для врачей. Поэтому ее надо пересматривать”, – заявил Владимир Зеленский.

Среди заявленных изначально целей проводимой с 2018 года в стране реформы здравоохранения на первом месте были: внедрение семейной медицины и перераспределение финансовых средств отрасли – из стационаров в амбулатории и поликлиники. При этом предполагалось, что финансировать стационары будут областные бюджеты – в обмен на часть подоходного налога, который будет передаваться в область из городов и районов. Стационары должны были оптимизировать, часть из них хотели перепрофилировать в хосписы и дневные стационары, а некоторые и вовсе закрыть.

С 1 апреля 2020 года должен был стартовать второй этап реформы украинского здравоохранения – повсеместное внедрение принципа «деньги идут за пациентом». Издание Lb.ua разъясняет, что на этом этапе в Украине начали предоставлять 27 пакетов бесплатных медицинских услуг, а больницы перешли на другую систему финансирования – теперь деньги им выделяет Национальная служба здоровья Украины, с которой медицинские учреждения подписывают контракты. Основа реформы – деньги больницам должны распределять в зависимости от количества предоставляемых услуг.

К этому моменту руководителям медучреждений предстояло переоформить их как небюджетные. Кроме того, они должны были заключить договоры с Национальной службой здоровья Украины (НСЗУ) на оказание различных пакетов услуг. По задумке, чем шире спектр оказываемых услуг, тем скорее в медучреждение придет пациент и принесет с собой деньги. Таким образом, по плану, медучреждение сможет зарабатывать.

Но министерство здравоохранения, сменив руководителя, реформу затормозило, назвав ее непродуманной и непросчитанной. Второй этап реформирования отрасли приостановлен.

По информации LB.ua, которую цитирует сайт Gordonua.com, к маю 2020 года НСЗУ подписала 1645 контрактов, но власти планируют их отменить, и теперь каждое учреждение получит такое же финансирование, как и в 2019 году. То есть, успешные больницы, которые должны были получить большее финансирование, потому что к ним обращается больше пациентов, не получат прибавки. А те медучреждения, которые оказались под угрозой закрытия из-за того, что у них мало пациентов и низкое качество услуг, продолжат работать и получать бюджетные средства.

Президент Зеленский поддержал отмену новой системы финансирования. 4 мая он заявил: “Реформа имеет как большие плюсы, так и очевидные минусы. В частности, из-за нового механизма финансирования может быть уволено около 50 тыс. медиков и закрыто 332 больницы. Почти 1 тыс. больниц получат гораздо меньше денег, чем в прошлом году. По новому механизму некоторым больницам хватит средств разве что на дверной замок и плакат “Мы закрылись. Держитесь”.

“Медреформа в том виде, в котором мы получили, означает увольнение около 50 тысяч медицинских работников. Она предусматривает закрытие 300 больниц. Это не означает, что мы собираемся свертывать реформу. Наоборот, ее надо реализовывать, но существенно изменив, учитывая украинские реалии и исправив допущенные при планировании ошибки”, – приводят украинские СМИ слова нынешнего министра здравоохранения Украины Максима Степанова.

«5 Телеканал», аффилированный с экс-президентом Петром Порошенко, утверждает, что расчеты были верными. По его данным, у Национальной службы здоровья успешных примеров оптимизации и перевода медучреждений на внебюджетные рельсы больше, чем убыточных: из 1645 медучреждений в плюсе – около тысячи. При этом у новых руководителей министерства здравоохранения данные совсем другие –  в тысяче больниц недополучили деньги.

“Все цифры, которые сегодня предоставляются, они предоставляются пальцем в потолок. Никакой информации четкой господин Степанов на комитете по вопросам здоровья нации не предоставил,” – приводит «5 канал» слова народного депутата Верховной Рады от фракции “Голос” Ольги Стефанишиной.

Телеканал цитирует бывшего заместителя министра здравоохранения Павла Ковтонюка (он работал в министерстве при Ульяне Супрун), который утверждает, что деньги для подстраховки тех больниц, у которых могли возникнуть сложности, в бюджете были. Но, по его словам, эти средства ушли на доплаты врачам, борющимся сегодня с коронавирусом.

При этом председатель комитета Верховной Рады по вопросам здоровья нации, медпомощи и медстрахования Михаил Радуцкий, заявляет, что сегодня речь должна идти о перерасчете стоимости пакетов гарантированных медицинских услуг, поскольку они попросту некорректны. «Стоимость пакета поликлинических услуг – 49 грн. Это чуть более 2 кг картофеля”, – приводит слова Радуцкого «5 канал».

Голоса за реформу и против в стране резко разделились. Парламентская партия «Голос» и ее сторонники считают, что прекратить реформирование – значит фактически парализовать работу отрасли.

Издание HB.UA приводит слова народного депутата от «Голоса» Александры Устиновой. На своей странице в Facebook в начале мая она написала: «Завтра Кабмин убьет медицинскую реформу. Уже готово постановление, которым вернутся к старым методам финансирования, и снова будут платить за пустые кровати в огромных больницах, где главные врачи ездят не просто на джипах, а на яхтах». По ее словам, если методы финансирования вернутся к прежним, то это приведет к коллапсу системы, поскольку уже около 60% медучреждений работают по новой схеме.

Их оппоненты возражают –  в реальности все вовсе не так гладко. Издание EurAsiadeily приводит анекдот, который сегодня в ходу у украинских медиков: «Перед тем как зайти в кабинет врача, проверьте, идут ли за вами деньги, и пропустите их вперед». Однако, по данным издания, деньги пока в медучреждения не идут – того, что приходит от НСЗУ, зачастую не хватает даже на зарплаты врачам, а «подписаться» на те самые пакеты оказываемых услуг многим больницам не удается – по разным причинам им приходит отказ. Нет лицензии на оказание услуг – нет пациентов и нет денег. Издание рассказывает про медиков городской больницы Кривого Рога, котороых предупредили об уменьшении заработной платы с 1 апреля — вплоть до минимальной, а несогласным предложили уволиться.

Мнение противников реформы разделяет украинский экономический журналист и блогер Сергей Лямец. Он называет предпринятые попытки реформирования здравоохранения «чудовищным экспериментом»: «В многомиллионной стране разрушить старую систему медицины, чтобы потом построить новую. Старая – государственная, бесплатная, пусть и прогнившая, но все еще доступная всем. Пусть с шоколадками, взятками за операции, благотворительными взносами, но все же. Да, ее надо реформировать, она в таком виде не проживет. Но сам подход – массовость – это ее альфа и омега. Новая медицина этот вопрос не решает. Она – частная, дорогая, прибыльная для владельцев бизнеса, доступная не всем.»

Сергей Лямец заявляет, что в медицинской реформе, инициированной Ульяной Супрун, интересы общества были не только не на первом, но и не на втором месте. План реформирования не давал ответа на очевидные вопросы – что делать с миллионами украинских пенсионеров, которым нечем платить врачам, что будет при оптимизации и переходе с бюджетных рельсов со специальными учреждениями  (туберкулезными и психиатрическими диспансерами), а также с их пациентами.

«УкраЇнська Правда» приводит цитату со страницы в Facebook министра здравоохранения Украины Максима Степанова: “Аудит, который мы провели, показал, что были взяты отдельные элементы моделей западных стран, сделанные красивые слайды в презентации и названо все это реформой. Но они забыли, что это их реформа не адаптирована к украинским реалиям. От слова совсем». При этом он пообещал, что у него хватит силы и политической воли для того, чтобы “довести медицинскую реформу до конца, избежав при этом массовых увольнений и закрытия медицинских учреждений”.

Maria Stroeva

Independent journalist  she was born in Russian capital Moscow and lived there for many years. After graduating from the Faculty of Journalism at Moscow State University of M.V. Lomonosov, she worked in Russian state television channels as an editor-in-chief of news and analytical programs. From 2004 to 2014 she hosted daily broadcasted news program on the Russian television channel RBK. In 2014, after the annexation of Crimea, she left Russia and moved to Ukraine, where she lived and worked for several years. Currently she lives in the Czech Republic.

Link2Ukraine

Link2Ukraine is an independent source of analysis, news and expert opinion, written by academics, researchers, experts and journalist, and delivered direct to the public. Independent experts share their knowledge about Ukraine at a time when people need it (as the public space is full of fake news) in a way that all sources of the provided information are clearly specified.

© Všechna práva vyhrazena, Link2Ukraine