Українa - Енергетична криза [RU]

Енергетичний сектор в Україні знаходиться в глухому куті. Ядерний та газовий сектори показують погані показники. Споживачі та виробники вже давно чекають серйозних змін та призначення нового персоналу на ключові позиції. Однак нинішню ситуацію ще не ...

Энергетическая отрасль Украины в тупике

В ближайшие дни в стране резко подорожает газ. Согласно опубликованным тарифам поставщиков, с 1-го мая 2021 года населению придется платить от 8 до 15 гривен за кубометр газа.[1] В регионах страны , где “Нафтогаз” является «поставщиком последней надежды», монополист устанавливает цену в 9,57 гривен за кубометр. Главная причина предстоящего подорожания топлива – бедственное положение и неэффективность «Нафтогаза», погрязшего в убытках.

Здесь стоит сделать отступление и объяснить, что такое «поставщик последней надежды». По сути – это всего лишь одна из частей плана по укреплению «Нафтогазом» позиции тотального монополиста. Несмотря на суды и давление со стороны правительства, конкуренты госкомпании, частные поставщики газа не сдавали свои позиции и до последнего удерживали свою клиентскую базу. Поэтому, как разъясняет аналитик Сергей Лямец, “Нафтогаз” придумал схему с Поставщиком последней надежды. Согласно этой схеме, если у частного поставщика в какой-то момент  не мог дать газ своим клиентам – он автоматически передавал своих клиентов «поставщику последней надежды», то есть, «Нафтогазу». Благодаря этой простой и эффективной схеме “Нафтогаз” отобрал клиентов у нескольких частных компаний, в частности, у “Полтавагаз сбыт”, “Гадячгаз”и “Лубныгаз”, которым банально не хватило для работы оборотных средств. Тогда как «Нафтогаз» мог позволить себе поставлять клиентам газ и себе в убыток.

Специалисты опасаются нового витка неплатежей в Украине: новые тарифы, которые вступят в силу в мае, не по силам населению, доходы которого в последние годы только снижаются. Однако «Нафтогаз» навязывает стране свои правила игры. Аналитик Сергей Лямец в своем блоге отмечает, что «Нафтогаз» давно стал «государством в государстве», стремясь компенсировать свои потери за счет украинских граждан вместо того, чтобы провести модернизацию и оптимизацию компании и в результате снизить нагрузку на населения.

Звучит парадоксально, однако никто точно не знает, каким в точности был чистый убыток «Нафтогаза» за 2020 год. Публикуются данные то о 17 млрд гривен[2], то о 18 млрд гривен[3] то об 11 млрд гривен убытка[4]. Сергей Лямец отмечает, что украинский монополист уже не первый раз публикует одновременно сразу несколько отчетностей, внешне составленных по всем правилам, результаты которых при этом фантастически различаются. Однако каким бы в точности ни был убыток, это все же убыток, и при том огромный. И это с учетом того, что государственный бюджет все последние годы вкладывал в «Нафтогаз» огромные средства, а цены на газ для конечного потребителя – населения – выросли как минимум в 7 раз. Собственно, главной целью повышения и было изменить ценообразование так, чтобы население платило не льготный тариф, а полный – так, как платит корпоративный сегмент.

Согласно риторике руководства «Нафтогаза» – которую поддерживали в правительстве – если население будет лишено льгот на оплату газа, то «Нафтогаз» начнет получать прибыль. В результате с августа 2020 года, отмечает Сергей Лямец, население оплачивает полную цену газа, а коммунальные компании – почти полную. Добывающее подразделение НАК «Нафтогаз»,”Укргаздобыча”, отпускало газ себестоимостью не выше 3 грн за кубометр, после чего население платило за этот газ в два, а то и в три раза дороже. При этом”Нафтогаз” все равно декларирует огромные убытки (ну, это реальность просто, себестоимость газа – 3 гривны, для населения оно стоит – см начало статьи).

Пожалуй, больше всего наблюдателей беспокоит тот  факт, что никто точно не знает, что на самом деле происходит в «Нафтогазе». Важнейшая государственная компания сама выбирает частного аудитора, которому оплачивает работу и определяет круг задач. Сергей Лямец отмечает, что Андрей Коболев в прошлом сам был квалифицированным аудитором, поэтому, как считает эксперт, он может организовать получение отчетности, которая будет выгодна «Нафтогазу». При этом государственных проверяющих компания к себе не пускает. Таким образом, достоверно не известно, существуют ли убытки на самом деле, или нет, и какова в реальности ситуация в компании.

Как ожидалось, 2020 год должен был стать для “Нафтогаза” прибыльным.  Вопреки этим ожиданиям, за первое полугодие монополист отчитался за убытки в размере 10 млрд грн, а за 9 месяцев года показал убыток в 17 млрд грн.[5] При этом до апреля 2021 «Нафтогаз» должен был урегулировать с «Укрнафтой» старый конфликт по поводу «спорного газа» – фактически «Нафтогаз» должен заплатить «Укранафте» за использованный ранее газ и к тому же заплатит 14,5 млрд гривен в счет погашения налогового долга «Укрнафты», которая эти средства переведет в бюджет.[6] Однако для «Нафтогаза» Верховная Рада предусмотрела компенсацию в размере 32 млрд гривен[7], а значит, усугубить убытки монополиста соглашение с «Укрнафтой» не могло.

В первую очередь причиной убытков стали, судя по всему, долги населения. После того, как в августе прошлого года правительство отменило «социальные цены» на газ, населению стали считать кубометры по рыночным ценам. Но в силу сезона низких цен вначале это мало кто заметил. Однако с наступлением отопительного сезона 2020 – 2021 люди начали получать платежки, в которых стояли огромные для них суммы. Платить многим было попросту нечем. Население перестало платить поставщикам, те перестали платить «Нафтогазу» – тогда «Нафтогаз» начал выставлять неплательщикам штрафы и пеню, которые также в свою очередь не оплачивались, в результате чего убытки росли. Кроме того, в неплательщиках у «Нафтогаза» оказались и коммунальщики из теплокоммуникаций.

Совершенно очевидно, что предстоящее резкое повышение цен на газ приведет к очередному витку кризиса в отрасли. Эксперт Сергей Лямец убежден, что основным рычагом давления на сектор и монополию может – и должно – стать правительство, антимонопольный комитет и парламент. Однако, по его словам, в настоящий момент все три институции, практически никак не влияют на ситуацию на газовом рынке Украины.

В энергетической отрасли страны давно назрела необходимость перемен. Однако и они, по словам ведущего специалиста ядерной отрасли, Ольги Кошарной, вряд ли быстро выведут сектор из глубокого кризиса. По представлению премьер-министра Дениса Шмыгаля, министром энергетики  Верховной Радой был утвержден бывший вице-президент НАЭК “Энергоатом” Герман Галущенко – после того, как исполняющего обязанности министра энергетики Юрия Витренко дважды не утвердила в должности Верховная Рада, в правительстве решили найти другого кандидата на пост главы энергетического ведомства. Однако эксперты не слишком одобряют подобный выбор.

По словам Ольги Кошарной, в результате этого назначения пострадает репутация всей атомной отрасли. На своей странице Facebook Кошарна назвала Галущенко «пятой колонной» в атомной отрасли. По ее мнению, если человек идет на должность из «Энергоатома», то это еще не значит, что он действительно энергетик. Она убеждена, что на посту Галущенко будет продолжать курс, начатый в «Энергоатоме» – осваивать бюджетные средства на «разпил и пиар». В качестве примера эксперт приводит ситуацию с достройкой 3 и 4 блока Хмельницкой АЭС. После нескольких месяцев активной рекламной компании, поездок руководства «Энергоатома» на станцию под прицелом телекамер, ярких заявлений руководства – месяц полного молчания.

Сам «Энергоатом», как и «Нафтогаз», демонстрирует огромные убытки. В интервью порталу  Mind Ольга Кошарная заявила, что таких масштабных убытков – почти 5 млрд гривен в 2020 году – не было за всю историю существования НАЭК «Энергоатом». Ничтожными эксперт считает попытки руководства компании объяснить финансовый результат падением гривны. Реальные  убытки, по мнению Кошарной, занижены. В 2020 году «Энергоатом» провалил ремонтную кампанию, следствием чего стало снижение производства электроэнергии и, соответственно, доход от ее продажи. По словам эксперта, руководство компании сейчас не способно ни нормально эксплуатировать АЭС, ни планировать их ремонт, ни торговать электроэнергией. При этом Кашарная обвиняет руководство «Энергоатома» в том, что оно сознательно увольняет как  хороших трейдеров, так и технический персонал. Ситуацию эксперт называет «упадком».

Марія Строєва

Авторка народилася і про­живала багато років у столиці Росії – Москві. Вона вивчала журналістику в Москов­ському державному університеті імені М. В. Ломоносова. Багато років працювала в російському державному телевізійному мовленні, була головним редактором новин та аналітичних програм. З 2004 по 2014 рік вона була головним редактором щоденної прямої трансляції новинної програми на російському телеканалі РБК. У 2014 році після анексії Криму покинула Росію. Потім кілька років жила і працювала в Україні. Того часу вона проживає в Чехії.

Тема статтi

Link2Ukraine

Link2Ukraine – незалежне джерело аналізів, інформацій та експертних думок, це автори, науковці, вчені, експерти та професійні журналісти. Незалежні експерти діляться своїми знаннями та знаннями про Україну на нашій платформі, що є важливим та необхідним, особливо коли громадськість переповнена потоком фальшивих новин та безліччю недостовірних новин. Походження інформації, якi ми публікуємо, завжди чітко визначенi.

© Všechna práva vyhrazena, Link2Ukraine